«Детям нравится моя профессия: «Вот повезло, ты целыми днями играешь!»

Паллиативная помощь детям – это не только врачи и медсестры. Большое значение имеет работа психолога. Он выступает помощником в решении сложных эмоционально-личностных проблем, а еще вместе с ребенком создает «островок» безусловного счастья, где можно творить, развиваться и просто радоваться. 

За эту территорию игры и счастья в Детской выездной паллиативной службе Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие», которой в октябре исполнилось 10 лет, отвечает психолог, игровой терапевт Мария Фролова.

Развивающая среда и мир фантазии

Уже на пятом курсе института я пошла работать в «Лекотеку» на базе детского сада. Это служба психолого-педагогического сопровождения детей, которые не могли посещать общие группы детского сада, так как нуждались в дополнительной помощи психолога, дефектолога, логопеда.

Дети приходили на индивидуальные и групповые занятия, целью которых было не только развить их высшие психические функции, но и помочь им адаптироваться к социуму. Было радостно, когда дети после занятий с командой наших специалистов шли в обычные группы детского сада и школы.

Через 7 лет работы отделение «Лекотеки» закрыли, а я хотела продолжить работу с детками с особенностями здоровья.

Узнав о вакансии в Детской выездной паллиативной службе, я встретилась с психологом службы, затем – с главным врачом медцентра и матушкой Елисаветой, настоятельницей Обители. И матушка, видимо, чтобы проверить насколько твердо мое решение, говорила, что это сложно, может и не надо такой работе себя посвящать. 

Screenshot_20210827-110532_YandexMail-2.jpgНо для меня всегда была радость в общении с любыми детьми, поэтому я решила попробовать. И ни разу за последующие 7 лет работы об этом не пожалела. Во многом, благодаря чудесным руководителям и команде наших специалистов.

Игра – это возможность общаться с детьми на понятном для них языке. Играя, мы даем ребенку необходимую эмоциональную близость, благодаря которой можно творить, с большей смелостью проживать сложные ситуации, узнавать себя, развиваться, адаптироваться к чему-то или, наоборот, абстрагироваться на время от чего-то.

Ребенку игровое взаимодействие помогает понятно и безопасно входить во взрослый мир. Просто застегнуть молнию на куртке – неинтересно, мама это сделает лучше и быстрее. А если это паровозик, который поехал вверх, потом – вжих! – вниз, то дети эмоционально сразу откликаются, им уже хочется попробовать самим.

Или им предстоит неизвестная пугающая медицинская манипуляция, можно заранее рассказать о ней и предложить ребенку самому провести ее на любимых игрушках. В результате ему будет спокойнее и легче.

Я люблю детей, всегда много с ними общаюсь. Радуюсь, что дети отвечают мне взаимностью. Особенно трогает, когда слышу от них: «Какая классная профессия – целыми днями играешь!».

Все дети – режиссеры

С нашими детьми я играю чаще всего не по своим правилам. Бывает, что наберу целый рюкзак игр, продумаю план занятия, а у ребенка другое настроение или потребности. Тогда я с радостью передаю бразды правления и следую за инициативой малыша.

Есть потрясающая девочка Зоя, ей десять лет. Мы знакомы уже больше 5 лет, и все это время я не устаю удивляться ее целеустремленности, богатому воображения и тому, как прекрасно она адаптирует правила всех моих игр под свои потребности.

У Зои спинальная мышечная атрофия, заболевание, при котором нарастает мышечная слабость. У нее чудесная семья, родители – актеры. Недавно был снят мини-фильм, где она взяла на себя обязанности режиссера и сценариста, а родители выступали в привычной для них роли. Она решала все – от выбора костюмов до того, как и с какой интонацией надо произносить фразы.

Это же здорово, когда ребенок максимально «включен» в жизнь, радуется, знакомится с миром и впускает в свой мир других людей.

Пандемия сблизила детей из разных регионов

С началом пандемии мы стали практиковать дистанционную работу – индивидуальные и групповые видеочаты. Меня не перестает восхищать, как дети откликаются на любые идеи – им интересно все. Новый формат — отлично, они с радостью его приняли.

И с одной стороны, пандемия нас ограничила, а с другой – дала возможность познакомиться и подружиться детям не только из Москвы, но и из разных регионов РФ.

Цель этих видеочатов – оказать психологическую и эмоциональную поддержку, дать возможность общения и отчасти научиться чему-то. Изначально я выступала генератором идей, предлагала игры на знакомство, вербальные игры, адаптировала настольные развивающие игры и «задавала тон» нашим видеовстречам. 

20210827_142219.jpg

Детям без взрослого, их направляющего, было поначалу трудно. И как же было радостно, что с течением времени они подружились, освоили совместные игры – и мое присутствие стало уже не обязательным.

Этот формат очень выручил нас в пандемию: мы не оставили без сопровождения наших детей, и при этом освоили новые навыки.До сих пор этот опыт используем.

Игра – тоже проявление любви

К каждому ребенку мы подходим индивидуально, исходя из потребностей семьи и потребностей и возможностей ребенка. Одним детям нужна помощь в социализации и развитие коммуникативных навыков, другим – работа со страхами, застенчивостью, агрессией, кому-то важно получить новый опыт (например, тактильный или сенсорный).

Все дети разные, но все они, взрослея, нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослого. Прежде всего, родителя, с его безусловной любовью и заботой.

Мамы наших подопечных, как правило, погружены в уход за ребенком. Ребенок болен, и мама, находясь в большом психологическом напряжении, все время старается ему помочь. Сложно в такой ситуации настроиться на общение с ребенком, просто как мамы со своим малышом. Все силы уходят на борьбу с болезнью, лечение, реабилитацию. 

Screenshot_20210827-110038_YandexMail.jpgИгровое взаимодействие чаще заменяется телевизором или гаджетами.Но даже если ребенок тяжело болен, с ним можно и нужно играть! Пусть даже в очень простые игры: в его ладошку вложить игрушку, покатать по ножке мячик, напевая стишок.

У нас есть маленькая подопечная, которая с рождения вместе с мамой находится в больнице. Папа очень часто приходит к своим дорогим девочкам. 

Родители чудесные, очень любят свою дочку, но большую часть времени вынуждены посвящать уходу и медицинским манипуляциям. В один из приходов к ним я принесла тесто для лепки, в другой – маленький трактор, показала самые простые игры с этими предметами. 

А маму это так вдохновило, что она из теста налепила морковок, «посадила» их на животике у дочки и потом трактором собирала урожай и развозила его по ручкам и ножкам. Это новый опыт, ощущения, звуки, очень нужные малышке. И еще отдых и радость для мамы!

Из отпечатка ножки ребенка можно сделать прекрасного льва. Отпечатку дорисовывается грива, глазки, хвостик– и лев готов! Такие творческие работы вдохновляют родителей, они потом сами начинают фантазировать, во что можно превратить простой отпечаток руки или ножки. В цветок? В птичку? А какое чудесное солнышко получается из отпечатков ладошек малыша!

Во время занятий с ребенком мы даем передышку и родителю: он спокойно может посвятить это время себе или домашним делам. Если же родитель остается с нами, у него есть возможность получить новый опыт взаимодействия с ребенком, вдохновиться новыми идеями того, как можно в дальнейшем проводить время с малышом.

Screenshot_20210827-110006_YandexMail.jpgМне очень дороги моменты, когда в игру включаются братья и сестры. Особенно если у них нет навыка взаимодействия с болеющим ребенком.

Они любят своего братика или сестричку, но часто не знают, как с ним общаться или играть.

Для меня счастье, когда удается подобрать игру, в которую будут включены все члены семьи – родители, братья, сестры, няни, бабушки. Потому что в совместной игре больше эмоций и возможностей для полноценного радостного общения. 

Пусть эта игра будет длиться совсем недолго, но тут важно качество проживаемых минут.

Игра – это тоже возможность выразить свои чувства, заботу, любовь.

И когда это удается, я счастлива. Путь к этому не быстрый, потому что за нежеланием или невозможностью взаимодействовать, как правило, стоят свои травмы и переживания. И задача специалиста – помочь их осознать и преодолеть.

В том числе, посредством игровой терапии, которая в ненавязчивом и даже веселом формате позволяет решать серьезные проблемы всей семьи.

Подпишитесь на страницы проектов в социальных сетях и будьте в курсе важных событий.

Рекомендованные статьи