К каждому ребенку мы подходим индивидуально, исходя из потребностей семьи и потребностей и возможностей ребенка. Одним детям нужна помощь в социализации и развитие коммуникативных навыков, другим – работа со страхами, застенчивостью, агрессией, кому-то важно получить новый опыт (например, тактильный или сенсорный).
Все дети разные, но все они, взрослея, нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослого. Прежде всего, родителя, с его безусловной любовью и заботой.
Мамы наших подопечных, как правило, погружены в уход за ребенком. Ребенок болен, и мама, находясь в большом психологическом напряжении, все время старается ему помочь. Сложно в такой ситуации настроиться на общение с ребенком, просто как мамы со своим малышом. Все силы уходят на борьбу с болезнью, лечение, реабилитацию.
Игровое взаимодействие чаще заменяется телевизором или гаджетами. Но даже если ребенок тяжело болен, с ним можно и нужно играть! Пусть даже в очень простые игры: в его ладошку вложить игрушку, покатать по ножке мячик, напевая стишок.
У нас есть маленькая подопечная, которая с рождения вместе с мамой находится в больнице. Папа очень часто приходит к своим дорогим девочкам.
Родители чудесные, очень любят свою дочку, но большую часть времени вынуждены посвящать уходу и медицинским манипуляциям. В один из приходов к ним я принесла тесто для лепки, в другой – маленький трактор, показала самые простые игры с этими предметами.
А маму это так вдохновило, что она из теста налепила морковок, «посадила» их на животике у дочки и потом трактором собирала урожай и развозила его по ручкам и ножкам. Это новый опыт, ощущения, звуки, очень нужные малышке. И еще отдых и радость для мамы!
Из отпечатка ножки ребенка можно сделать прекрасного льва. Отпечатку дорисовывается грива, глазки, хвостик– и лев готов! Такие творческие работы вдохновляют родителей, они потом сами начинают фантазировать, во что можно превратить простой отпечаток руки или ножки. В цветок? В птичку? А какое чудесное солнышко получается из отпечатков ладошек малыша!
Во время занятий с ребенком мы даем передышку и родителю: он спокойно может посвятить это время себе или домашним делам. Если же родитель остается с нами, у него есть возможность получить новый опыт взаимодействия с ребенком, вдохновиться новыми идеями того, как можно в дальнейшем проводить время с малышом.
Мне очень дороги моменты, когда в игру включаются братья и сестры. Особенно если у них нет навыка взаимодействия с болеющим ребенком. Они любят своего братика или сестричку, но часто не знают, как с ним общаться или играть.
Для меня счастье, когда удается подобрать игру, в которую будут включены все члены семьи – родители, братья, сестры, няни, бабушки. Потому что в совместной игре больше эмоций и возможностей для полноценного радостного общения.
Пусть эта игра будет длиться совсем недолго, но тут важно качество проживаемых минут. Игра – это тоже возможность выразить свои чувства, заботу, любовь.
И когда это удается, я счастлива. Путь к этому не быстрый, потому что за нежеланием или невозможностью взаимодействовать, как правило, стоят свои травмы и переживания. И задача специалиста – помочь их осознать и преодолеть.
В том числе, посредством игровой терапии, которая в ненавязчивом и даже веселом формате позволяет решать серьезные проблемы всей семьи.