тел.: +7 (495) 951-02-50

119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, 34, стр.1

Каникулы закончились, и для многих это большое испытание. Ведь восстанавливать прежний режим будет очень сложно. Да и нужен ли вообще режим дня или можно управлять хаосом, меняя расписание время от времени? Давайте разбираться вместе с психологом Центра Реабилитации детей с ДЦП Алиной Владимировной Божечковой.

Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями.

Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу.

Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу.

Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.

Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.

Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.

Радужная неделя для организации дня.

Игра — это наше развитие, адаптация и своего рода терапия! Полезна и детям и взрослым.

Каждый день недели можно назвать «своим цветом» ( например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т.д.)

— каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета

— попробовать найти продукты такого цвета, совместно с ребёнком придумать меню на этот день.

В течении дня проверять домашних «А какой сегодня день по цвету?» и быстро дотронуться до этого цвета на одежде, игрушке, любом домашнем предмете! Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку (если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

  • Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты — плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.
  • Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).
  • Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).
  • Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.
  • Начните с себя — если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Из чего состоит распорядок?

Распорядок дня включает в себя следующие обязательные составляющие:

  • Приемы пищи. В зависимости от возраста их должно быть четыре или пять.
  • Ночной сон. Дошкольники должны спать примерно двенадцать часов в день, младшие школьники – десять. Старшие школьники постепенно переходят на восьмичасовой ночной сон.
  • Дневной сон. Продолжительность дневного сна составляет примерно полтора – два часа. Дошкольники днем должны спать обязательно, для школьников это условие уже не обязательно, однако в младших классах некоторые дети все же предпочитают спать после школы.
  • Бодрствование. Временной промежуток, когда ребенок бодрствует, должен быть заполнен полезными занятиями: прогулками, играми, изучением окружающего мира, физической активностью, творчеством и многими другими занятиями. Важно не переусердствовать с заполнением свободного времени ребенка. У него должно оставаться время на общение с родными и отдых. Чрезмерная загруженность приводит к серьезным проблемам.

В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:

  • Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
  • Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
  • Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
  • Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.

Какие рекомендации при соблюдении режима необходимо учитывать родителям?

За 10 – 15 минут предупреждайте ребенка о том, что необходимо заканчивать игру и идти спать. Чистка зубов, переодевание в пижаму и другие вечерние ритуалы помогают ребенку настроиться на сон.

Если приемы пищи проходят каждый день в одно и то же время, организм к этому привыкает и чувство голода возникает как раз в том время, когда должен начаться следующий прием пищи. Это означает, что ребенка легче усадить за стол и накормить. Первый завтрак рекомендуется устраивать в семь – восемь часов утра, для второго завтрака подойдёт время в десять – одиннадцать часов. После прогулки и активных игр ребенок быстро и с удовольствием съест обед.

Вечером устраивайте только спокойные игры, выбирайте спокойное времяпрепровождение. Не включайте эмоциональные передачи или мультфильмы, чтобы они не приводили ребенка в возбужденное состояние. Перед сном лучше всего почитать книжку. Это действует на ребенка успокаивающе.