Когда обращаться к логопеду
В идеале еще до рождения, на уровне женских консультаций, хорошо бы маме давать рекомендации о будущем речевом развитии ребенка, важности пения колыбельных, тактильного и эмоционального общения с малышом. Многие отклонения возможно и важно выявить в первые месяцы жизни, например, глухоту или ранний детский аутизм. Если своевременно принять необходимые меры, возможно предупредить расстройство коммуникативной сферы.
К логопеду стоит обращаться не только с проблемами, но и для консультации, получения рекомендаций. Многое проще предупредить, чем потом исправлять. Например, если с малышом регулярно делать артикуляционную гимнастику в игровой форме, звукам позднего онтогенеза будет проще появиться спонтанно и не потребуется вмешательство специалиста. Родителям хорошо бы знать о важности фразовой речи. И здесь многое зависит от них самих. Если за ребенка все говорят и делают по первому его крику, то зачем же ему стараться формировать фразу. Именно специалист доложен объяснить, насколько важно провоцировать ребенка на говорение. Да, родители поняли, что ребенок просит у них, но нужно набраться терпения и дать ему самому сказать, помочь ему правильно оформить фразу. И ребенок постепенно научится внимательно относиться к собственному высказыванию.
Чтобы понять, на каком этапе что-то пошло не так, важен анамнез: как прошли беременность и роды, в срок или нет, какие проблемы были в ранний послеродовой период, стоит ли ребенок на учете у невролога и т.д.. Но на ранних этапах специалисты, в первую очередь, смотрят не на то, говорит ребенок или нет, а на то, как он понимает обращенную речь. Часто малыш не понимает обращенную речь, но гениально ориентируется в ситуации, считывает эмоции, интонации, контекст, тем самым создавая иллюзию понимания речи. Если он знает, что после завтрака ему ежедневно предлагают одеться и пойти на прогулку, то он пойдет одеваться после еды, не потому что он понял сказанную фразу, а потому что привык к такому порядку. То есть у ребенка включаются адаптивные ресурсы.
Поэтому важно смотреть именно на понимание речи, ее сложных многоступенчатых конструкций. Например: «пойди на кухню, возьми коробочку на столе и принеси то, что в ней лежит». Нужно исключить снижение слуха, потому что даже минимальное снижение слуха будет мешать речевому развитию. Ребенок не сможет правильно произносить звуки, если он их не слышит верным образом. Логопеду нужно показываться как можно раньше, потому что это как раз тот случай, когда предотвратить легче, чем исправить.