г. Москва, ул. Большая Ордынка, 34 стр.1, тел.: +7 (495) 951-02-50
Виктория Калинина, логопед Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие». Она работает с детьми с ДЦП в длительной программе сопровождения. Многие из ребят пока не могут говорить, многие по причине болезни не смогут ничего произнести. Виктория помогает им освоить устную речь или учит общаться иным способом.
Насколько важно для детей вовремя освоить коммуникацию? В каком возрасте ребенку нужно впервые прийти к логопеду? Как научить общению ребенка с особенностями – на эти и другие вопросы Виктория Алексеевна ответила корреспонденту Марфо-Мариинской обители милосердия Юлии Сергеевой для сайта mmom.ru.
Вообще логопедия – это не про постановку звуков. Логопедия – это про коммуникацию. Постановка звуков – это нюансы. Самое главное – научить ребенка общаться. Это настолько творческая и интересная работа, что я на самом деле не понимаю, почему все люди вокруг не стали логопедами (смеется – прим. ред.). Для того, чтобы ребенок заговорил, у него должен быть интерес к этому, желание коммуницировать, а оно, к сожалению, есть не у всех. Поэтому часто работа начинается с вызывания интереса к общению.
Потом уже ребенку нужно дать инструментарий, с помощью которого он будет общаться. Кто-то – вербально, кто-то – жестами или при помощи карточек, чаще всего наши дети используют все вместе: отдельные простые слова, жесты и карточки.
Работа логопедов усложняется с каждым годом из-за негативного воздействия на детей среды, неправильного питания, стрессов, плохой экологии. Гаджеты тоже негативно влияют на развитие коммуникативной деятельности у детей. Если у ребенка есть предрасположенность к расстройству аутистического спектра, то это серьезно усугубляет ситуацию. Все больше мы видим детей с нарушением развития нервной системы.
Дети сейчас очень разные, так как родители не всегда знают, как воспитывать детей. Влияние многих западных теорий воспитания можно оценить скорее как негативное. Размыты границы плохого и хорошего, нет понимания, что можно делать, а что нельзя. Часто родители уже в год боятся нарушить границы ребенка и что-то ему твердо запретить. Каждый ребенок очень индивидуален в зависимости от своих физических возможностей и от того, в какой семье он растет.
Логопеды в советское время заводили картотеку, в течение какого-то периода профессиональной деятельности собирали лексический материал, карточки со звуками, словами, предложениями. И этого хватало для полноценной работы. Сейчас это не актуально, настолько сложные структуры дефектов. Я пыталась раньше создать какие-то типовые занятия с детьми, но это не работает. Траектория всегда различная, все очень зависит от конкретного ребенка, от его физических возможностей, окружения, от типа воспитания. Наша работа – огромное поле для творческой деятельности.
В идеале еще до рождения, на уровне женских консультаций, хорошо бы маме давать рекомендации о будущем речевом развитии ребенка, важности пения колыбельных, тактильного и эмоционального общения с малышом. Многие отклонения возможно и важно выявить в первые месяцы жизни, например, глухоту или ранний детский аутизм. Если своевременно принять необходимые меры, возможно предупредить расстройство коммуникативной сферы.
К логопеду стоит обращаться не только с проблемами, но и для консультации, получения рекомендаций. Многое проще предупредить, чем потом исправлять. Например, если с малышом регулярно делать артикуляционную гимнастику в игровой форме, звукам позднего онтогенеза будет проще появиться спонтанно и не потребуется вмешательство специалиста. Родителям хорошо бы знать о важности фразовой речи. И здесь многое зависит от них самих. Если за ребенка все говорят и делают по первому его крику, то зачем же ему стараться формировать фразу. Именно специалист доложен объяснить, насколько важно провоцировать ребенка на говорение. Да, родители поняли, что ребенок просит у них, но нужно набраться терпения и дать ему самому сказать, помочь ему правильно оформить фразу. И ребенок постепенно научится внимательно относиться к собственному высказыванию.
Чтобы понять, на каком этапе что-то пошло не так, важен анамнез: как прошли беременность и роды, в срок или нет, какие проблемы были в ранний послеродовой период, стоит ли ребенок на учете у невролога и т.д.. Но на ранних этапах специалисты, в первую очередь, смотрят не на то, говорит ребенок или нет, а на то, как он понимает обращенную речь. Часто малыш не понимает обращенную речь, но гениально ориентируется в ситуации, считывает эмоции, интонации, контекст, тем самым создавая иллюзию понимания речи. Если он знает, что после завтрака ему ежедневно предлагают одеться и пойти на прогулку, то он пойдет одеваться после еды, не потому что он понял сказанную фразу, а потому что привык к такому порядку. То есть у ребенка включаются адаптивные ресурсы.
Поэтому важно смотреть именно на понимание речи, ее сложных многоступенчатых конструкций. Например: «пойди на кухню, возьми коробочку на столе и принеси то, что в ней лежит». Нужно исключить снижение слуха, потому что даже минимальное снижение слуха будет мешать речевому развитию. Ребенок не сможет правильно произносить звуки, если он их не слышит верным образом. Логопеду нужно показываться как можно раньше, потому что это как раз тот случай, когда предотвратить легче, чем исправить.
Основная цель, конечно, – научить коммуницировать любыми способами. У детей с моторными нарушениями они есть и в артикуляционной моторике. А она очень сложная. Мы с невероятной скоростью меняем позиции нашего языка и делаем это автоматически. А если все наши движения разложить, то окажется, что они очень непростые. Это, наверное, самое сложное, что есть в человеческой природе – мышление и речь.
У кого-то из детей, с которыми мы работаем, будет расширенный запас слов, у кого-то более скудный. Порой, научить говорить «да» и «нет» – уже большое достижение. Часто ребенок знает, как отказаться и находит для этого способ, машет головой, например. А как сказать «да», проявить свое согласие с чем-то – он не знает. Родители часто не догадываются предложить ребенку выбор. А если этому научиться и родителям, и детям, то даже через «да-нет» можно неплохо общаться.
Когда Ванечка к нам пришел, он не умел полноценно говорить, фразовой речи не было совсем. Словарный запас состоял из отдельных лепетных слов вроде «мяу», «гав-гав». При этом не было интереса к взаимодействию. Мальчик не умел ходить, хотя ему было 4 года на тот момент. Сегодня Ванечка прекрасно ходит, и это огромная радость. Также он научился говорить, пользуется развернутой фразовой речью, у него появилась выраженная познавательная активность. Ваня задает множество вопросов, ему все интересно. И таких примеров у нас немало.
Читайте и другие новости Марфо-Мариинского медицинского центра